«Мы забили на детей!»

Дарья Климова
Что не так со современными детьми, и кто их должен воспитывать? Актуальные рассуждения-наблюдения со стороны смоленской матери

Вот уже восемь лет я ежедневно топчу детские площадки, растаскиваю чад по садам и школам, пишу статьи на детские темы и наблюдаю за жизнью смоленских детей и их родителей. Этими наблюдениями и хочу поделиться...

Слои общества

В шесть-семь лет ребенок из детсадовца превращается в школьника, которому предоставляется больше свобод. Дети начинают самостоятельно общаться, гулять во дворах, и тут-то особенно становится заметна разница в воспитании чад в разных семьях. Итак, «домашние дети». Эти мальчики и девочки никогда не гуляют во дворе без сопровождения взрослых. Из школы, даже близко расположенной, их забирает кто-то из родных. Обычно эти дети, посещают разнообразные кружки, обязательно английский — фетиш современных смоленских родителей. О том, чтобы такой ребенок самостоятельно сходил за хлебом в ближайший магазин, не может быть и речи. Не удивительно, что чадо растет несколько эгоцентричным. Ведь мир всей семьи сосредоточен исключительно на нем и его интересах.

«Дети двора». Обычные мальчики и дети из простых семей, родители которых не могут позволить себе оплачивать кружки и прочие излишества. Такие дети много времени проводят во дворе, не обремененные излишней опекой родителей. Часто присматривают за братьями и сестрами, которые бегают тут же. Такой ребенок вполне способен помочь по хозяйству маме с папой. Сбегать в магазин для него не проблема.

Что мы забыли?

Самый опасный контингент на любой детской площадке и в любом дворе — это «забытые дети хороших родителей». Взрослые, купив своим детям модную одежду и крутой мобильник, считают, что на этом воспитание и заканчивается. Ведь они слишком много работают или просто «слишком заняты», чтобы вникать в тонкости духовного воспитания своих чад. Родители видят своего ребенка утром и поздним вечером, и, вроде бы, выглядит он неплохо... В результате хорошо упакованные девочки и мальчики матерятся так, что уши сворачиваются у бывалых филологов.

Напоминаю, речь идет о шести- восьмилетних детях. Для них не проблема запустить в друга камнем или плюнуть в лицо. В режиме вседозволенности несовершеннолетние быстро ожесточаются, а их мамам и папам, в общем-то, все равно, как проводят время их отпрыски за пределами дома. К сожалению, такой подход к воспитанию сегодня очень распространен по всей стране, и, в частности, в Смоленске. С его плодами мы сталкиваемся, когда отдаем детей в школу.

Ни слова о морали

И вот вся эта «гремучая смесь» детворы приходит в первый класс, и тут же начинаются конфликты. Лишь непосвященным кажется, что начальная школа — это белые бантики и Азбука. Детям и их родителям приходится сталкиваться с жестокими реалиями и с тем, что решать их проблемы никто не намерен.

Приведу конкретный пример. Одна из смоленских школ, считающаяся элитной. Первый класс. В самом начале учебы двое мальчиков набросились на одноклассницу, другой девочке разбили нос. Мама одного из первоклассников постоянно присутствует на уроках, потому что ее сына периодически поколачивают мальчишки. Еще одна первоклашка покидает школу, так как ее затравили ученики.

При этом ситуации с поведением детей ВООБЩЕ не обсуждаются на родительском собрании. Речь там идет об обложках для учебников, мастер-классах по изготовлению горшков и дополнительных уроках по шахматам. Ни родители, ни учителя здесь не считают нужным обращать внимание на проблемы детей, и как-то разруливать конфликтные ситуации. Вообще, вопросы морали и нравственности неуловимо обходятся стороной в начальных классах наших школ. Возможно, тайны адекватного и правильного поведения в обществе ребятам откроют позднее, на уроках религии и светской этики. Правда, начинать обучение этике в 10 лет, согласитесь, поздновато.

Детям не хватает взрослых

Разговариваю с молодыми смоленскими учителями, которые еще горят профессией и готовы «изменить мир». В чем они видят основную проблему, порою, асоциального поведения учеников? Главное — детям не хватает общения с родителями. Ни с одноклассниками, приятелями по двору, а именно с РОДИТЕЛЯМИ и именно ОБЩЕНИЯ.

Еще незаслуженно забытый и отринутый ныне американский детовед Бенджамин Спок писал, что непослушный и агрессивный ребенок зачастую таким образом нащупывает границы дозволенного и хочет, чтобы его остановили. Да. Детям иногда жизненно необходимо слышать твердое слово: «Нет! Так нельзя. Ты не прав».

Естественно, общение не складывается лишь из запретов и ограничений, наоборот — его основа взаимное приятие. Если вы хорошо не узнаете и не примете своего ребенка, то кому он нужен с его переживаниями, проблемами и конфликтами?

Второе. Сегодня учителя, особенно, «старые-опытные» часто не готовы идти на эмоциональный контакт с детьми. Их больше интересует формальная сторона вопроса: успеваемость, видимость дисциплины и т.п. Поэтому не надейтесь, что школа «воспитает» вашего ребенка. Воспитывайте сами! В шесть-семь лет с малышом еще легко найти контакт и заложить в него «разумное, доброе, вечное», в подростковом возрасте делать это будет уже поздно.

Похеренное поколение: история Насти

Вика Лопырева

Мы продолжаем серию статей о поколении, рожденном с 1991 по 1993 год. Рожденным в эти года сейчас по 25-27 лет. Мы родились, когда развалился союз, пошли в универ, когда случился экономический кризис, стали работать, когда рухнул рубль. В детстве мы играли в кучах листвы, а спустя несколько лет осваивали социальные сети. Мы помним очереди, но не знаем, как простоять в них долго. Наше детство прошло в дефиците. Взрослую жизнь мы встречаем в изобилии: когда всего слишком много, но не того, что нужно. Это поколение, к которому я и сама себя отношу, по праву может называться «похеренным»..
Чтобы найти ответ на вопрос «почему», я решила пообщаться со своими ровесниками. Это истории пяти представителей поколения, говорить с которыми пришлось о разном, чтобы понять, что и когда пошло не так. История Насти.«Он даже не стал оправдываться: „да изменяю, а ты что думала?“ Ну, я в слезы. Сначала думала, что плохая жена, потом думала, что недостаточно красива» — Настя рассказывает о своем первом браке так, будто рас

...

Неведома зверушка «декоммунизация», или О «взаимном» проникновении культур России, Беларуси и Польши

Яцек Запецек

Двойные стандарты вместо тройственного союза.
Эта публикация родилась в связи с событиями, которые недавно освещались во всех федеральных СМИ России — а именно о русофобских настроениях в правящих и законодательных кругах Польши. Напомним, наши «партнёры» решили добрым поступком сказать «спасибо» за освобождение от фашистских захватчиков и на полном серьёзе рассмотреть поправки в законодательство о каком-то невиданном звере 21 века — «декоммунизации» (кстати говоря, в Украине что-то подобное было, все помнят, чем это обернулось для само

...
Главное


наверх