Неведома зверушка «декоммунизация», или О «взаимном» проникновении культур России, Беларуси и Польши

Яцек Запецек
Двойные стандарты вместо тройственного союза

Эта публикация родилась в связи с событиями, которые недавно освещались во всех федеральных СМИ России — а именно о русофобских настроениях в правящих и законодательных кругах Польши. Напомним, наши «партнёры» решили добрым поступком сказать «спасибо» за освобождение от фашистских захватчиков и на полном серьёзе рассмотреть поправки в законодательство о каком-то невиданном звере 21 века — «декоммунизации» (кстати говоря, в Украине что-то подобное было, все помнят, чем это обернулось для самой страны?!). Эта инициатива предполагает уничтожение около 500 советских памятников в Польше. Лоббистами поправки выступила партия «Право и справедливость», лидером которой является Ярослав Качиньский, брат разбившегося в Смоленске экс-президента республики Леха, памятник которому в нашем городе Варшава прямо-таки спит и видит.

А вот за какие подвиги памятник — непонятно. В законотворческой деятельности вроде как не отличился, B урегулировании политических и военных конфликтов тоже не замечен, даже Нобелевской премией «Мира» похвастаться не может. Вот и возникает вопрос: почему «им» советские памятники Героям-освободителям уничтожать можно, а нам «не разрешать» установку «бессмысленного» (проект памятника, мягко скажем, размашист — прим.ред.) мемориала — антидемократично и цинично? Кстати говоря, уже прецедент подобной практики «полётов» правящей верхушки Польши, с последующим увековечиванием их памяти есть, но об этом — в другой раз. Мало того, 21 марта этого года все федеральные российские СМИ с удивительным недоумением обсуждали бездействие официальной Варшавы в связи с осквернением варшавского Центрального воинского кладбища-мавзолея воинов Красной Армии на улице Жвирки и Вигуры, где похоронены 21 468 солдат Первого Белорусского фронта РККА, погибших при освобождении польской столицы в 1944-1945 гг.

Возмутительно, по-другому и не скажешь, но рассказать-то хочется не только об этом. Недавно стало известно о прошедшей в Смоленске открытой международной конференции на тему: «Влияние польской культуры на Россию и Беларусь на примере Смоленска и Витебска». Как вам тема? Прокручиваю все выше сказанное и думаю: вот так влияние культуры! Сие заседание состоялось 26 ноября 2016-го в Смоленской областной универсальной библиотеке имени Твардовского. Итак, наше внимание привлекли некоторые очерки польских виртуозов пера и печатной машинки (историки, поэты, политики и просто интересующиеся данной тематикой), которые, как утверждают редакторы издания «Новая Польша» (выпуск №10), занимаются исключительно просветительской деятельностью, правда, по поручению Министра культуры и национального наследия Республики Польши.

Так, особенно может понравиться статья Анджея Завистовского «Красную Армию в Червонный бор», в которой поляк, как и вышеуказанные братья — представители политической элиты Польши, решил отразить доблесть их нации, героизм, историческую память, а самое главное — благодарность. Статья посвящена титанической работе общественности, негосударственных общественных организаций и органов власти Польши на местах, направленной на демонтаж, а иногда и уничтожение памятников в честь Красной Армии — освободителя Европы. И все эти действия автор называет «элементом МОДНОЙ исторической политики», которая присуща «самоопределившемуся и сильному государству».

Другая статья, «выписка из культурной периодики», автор которой, Лешек Шаруга, рассказывает нам о том, что у России нет других забот, кроме как вести «паровоз» пропаганды вперёд — на протяжении всего ХХ века и нашего времени. Опять ярко выражена «рука Кремля» и агентов НКВД в бедствиях блока НАТО и их приспешников. И если бы не Россия, весь МИР бился бы в радужном экстазе и под демократическим прикрытием Big Brother. Автор этой статьи никогда не слышал о стратегических интересах государств? Они есть как у России, так и у США, и даже у Китая, представьте себе! Поэтому надо разобраться сперва, прежде чем плясать на костях тех, кто защищает свои интересы в СМИ, и при этом стараться преподносить достижения других участников мировой геополитики, которые на территории других государств с оружием в руках, несмотря на мирных жителей, просто потому что «разведка донесла» как благо для мировой (читай, европейской) безопасности. Сейчас виден результат этих достижений в картине миграционного кризиса ЕС. Надеюсь, понятно, про кого идёт речь.

Но вернёмся к нашей конференции. По её результатам в конце декабря прошлого года вышла в свет брошюра «Взаимное проникновение культур России, Беларуси и Польши в ходе общего исторического прошлого», под редакцией преподавателем СмолГУ А.В. Лапиковой. В ней авторы постарались отразить наиболее значимые исторические события, B которых принимали участие Смоленск и Польша. Про Беларусь тоже есть немного текста, хотя непонятно, почему в работах, в основном, раскрывалась историческая особенность перехода Смоленщины из-под юрисдикции польского шляхтича и московского княжества (Руси) и полностью отсутствует взаимное культурное проникновение по итогам ХХ века. Стоит отметить, что российские авторы хотя бы пытались сводить свои работы к рассмотрению трехстороннего влияния наций и затрагивали вопросы культурного наследия, доставшегося друг другу (языковые основы, названия мест культурного и культового значения, религиозная составляющая).

Польские же авторы выступили молодцом. Из их статей видно, что Смоленск для Польши «в летах» всегда рассматривался в качестве восточной границы с Московским княжеством и плацдарма для проведения боевых действий. И кроме военной составляющей как-то не срасталось. Увы! Вот и сейчас мы видим, что наши «партнёры» рассматривают Смоленск исключительно для того, чтобы побольнее уколоть Россию (МК «Катынь», место крушения президентского самолёта, костёл), при этом сами в упор не видят своих прегрешений. Что ж, удобно устроились, можно сказать: «Нам все должны, а мы про ваши интересы уже всё решили — и не в вашу пользу».

Не стоит забывать и об уникальной способности европейцев пересматривать историю, то ли в рамках «декоммунизации», то ли своей, не сильно интересной и достойной. Так, директор польского общества «Мазовше» Галина Сугер так и вовсе решила присвоить всех уроженцев земли Смоленской к славному роду Панов, как будто если бы ни их кровь — быть беде. Так, и Пржевальский, и Глинка, и Твардовский принадлежат вовсе не русской культуре, а... польской. И тут словно осенило: а может быть, зря мы как-то нагнетаем, как ни крути, наверное, поляки организовывали мероприятие, вот и отбили грантовые деньги, полученные от польского правительства на просвещение безграмотной и нетолерантной, «совковой» России.

Как оказалось — нет! Организатором данного мероприятия выступила вполне «русская» ассоциация под названием «Смоленская культурно-просветительская организация «Польская школа», но, правда, на деньги консульского агентства Республики Польша в нашем городе. А материалы привезли из Варшавы польские коллеги-«учёные» по просьбе пани консула Йоанны Стшельчик, и все издания — исключительно на русском языке. Удивляет и тот факт, что данные «книжки» издаются тысячными экземплярами для распространения не только в России, но и странах СНГ. Наверное, чтобы правильную историю учили и нужные моральные устои создавали.

Вот вам и «взаимное проникновение» культур России, Беларуси и Польши... Интересно, почему по задумке грантодателя, госпожи консула, мероприятие должно было рассказать о тройственном союзе государств на примере конкретных городов, а по факту получилась пропаганда русофобии, что не очень красит дипкорпус Польши в России? Надеемся, с отчётной документацией всё хорошо, а то тут попахивает непростым в наше время статусом «иностранный агент» для смоленской культурно-просветительской организации «Польская школа».

В любом случае, «Реадовка.ру», со своей стороны, будет следить за тем, как развивается эта интересная и витиеватая тематика на смоленской земле. И не раз будет возвращаться к сложной ситуации, которую, очевидно, нужно разрешить.

Использованы материалы следующих авторов:

Фотографии в материале: http://smolensklib.ru/, http://www.sgii-smol.ru/, http://np-aaii.ru/

Похеренное поколение: история Насти

Вика Лопырева

Мы продолжаем серию статей о поколении, рожденном с 1991 по 1993 год. Рожденным в эти года сейчас по 25-27 лет. Мы родились, когда развалился союз, пошли в универ, когда случился экономический кризис, стали работать, когда рухнул рубль. В детстве мы играли в кучах листвы, а спустя несколько лет осваивали социальные сети. Мы помним очереди, но не знаем, как простоять в них долго. Наше детство прошло в дефиците. Взрослую жизнь мы встречаем в изобилии: когда всего слишком много, но не того, что нужно. Это поколение, к которому я и сама себя отношу, по праву может называться «похеренным»..
Чтобы найти ответ на вопрос «почему», я решила пообщаться со своими ровесниками. Это истории пяти представителей поколения, говорить с которыми пришлось о разном, чтобы понять, что и когда пошло не так. История Насти.«Он даже не стал оправдываться: „да изменяю, а ты что думала?“ Ну, я в слезы. Сначала думала, что плохая жена, потом думала, что недостаточно красива» — Настя рассказывает о своем первом браке так, будто рас

...

«Я почувствовал себя Богом!». Исповедь погибшего подростка-химика

Анастасия Бодрая

Выхода не нашел — прыгнул.
Талантливого, скромного и улыбчивого *Виталика в небольшом городке Долгопрудный в Подмосковье знали все. Свою любовь к химии парень никогда не скрывал, даже дома организовал мини-лабораторию, где мог спокойно ставить необходимые эксперименты. Учителя возлагали на него большие надежды, родители гордились и поощряли увлечение сына. Дипломы и награды стали практически нормой. «Светлое будущее» казалось уже не за горами. 23 апреля. День рождения. Парень в 17 лет оставляет прощал

...
Главное


наверх